Двигатели, устанавливаемые на мотороллер, одноцилиндровые, двухтактные. Поршень перемещается в цилиндре, в котором выполнены впускные, продувочные и выпускные каналы. Через ребра избыточная теплота от деталей отводится в атмосферу. Направляющая поверхность цилиндра должна быть идеальной и выполнять свое назначение при температуре и давлении, изменяющихся в зависимости от условий работы, принципа действия двигателя. Поэтому внутренняя поверхность цилиндра всегда должна быть цилиндрической и гладкой.

Подробнее: Устройство и работа

Снятие

Обслуживание, регулировку и текущий ремонт двигателя можно выполнять, не снимая его с мотороллера. Однако если необходимо ремонтировать расположенные внутри корпуса механизмы двигателя, например кривошипно-шатунный, зубчатые передачи или механизм переключения передач, двигатель следует снять с рамы. Точно так же необходимо разобрать двигатель и подвергнуть контролю детали при повреждениях картера двигателя, обычно при аварии.

Подробнее: Демонтаж и монтаж двигателя с рамы

Итак, двигатель, снятый с рамы, находится на полу мастерской. Масло слито из картера. Иногда это не так, поскольку масло может задержаться и вытечь во время разборки. Поэтому соответствующим образом подготовьтесь к этому.

Подробнее: Разборка и сборка двигателя

Снятие

Ниже нами описан порядок снятия и установки головки цилиндра со снятого двигателя.

Подробнее: Снятие и установка головки цилиндра

Снятие

• Переместите поршень в нижнюю мертвую точку (Н.М.Т.).

• Отверните четыре гайки, крепящие фланец цилиндра к картеру, снимите шайбы.

• Приподнимая цилиндр кверху, снимите его со шпилек. Если цилиндр снять не удается, то его следует отклеить от кривошипной камеры. Для этого подденьте отверткой цилиндр спереди и сзади, но так, чтобы не повредить бумажную прокладку между цилиндром и кривошипной камерой. Затем цилиндр стяните со шпилек.

Подробнее: Снятие и установка цилиндра

Естественное изнашивание цилиндра

Рабочую поверхность цилиндра двигателя обрабатывают с высокой точностью, достигнутой в результате применения современных технологических способов обработки. Неточность геометрической формы поверхности цилиндра по диаметру не должна превышать 0,01 мм и примерно в таких же пределах должна находиться конусность поверхности.

Подробнее: Проверка цилиндра

Коленчатый вал закреплен в кривошипной камере. Камера должна быть уплотнена относительно внешнего пространства, а также смежного пространства картера.

Коленчатый вал мотороллера неразборный. Он состоит из двух цапф (правой и левой) и кривошипного пальца (с шатунным подшипником), соединенных между собой с помощью прессовой посадки.

Подробнее: Снятие коленчатого вала

Иногда может случиться, что после длительной зимней стоянки коленчатый вал двигателя невозможно провернуть, пусковая педаль «твердая». Если попробовать нажать сильнее, педаль не перемещается. Если водитель мотороллера снимет головку двигателя, то обнаружит, что цилиндр внутри весь подвергся коррозии; а поршень поражен коррозией до такой степени, что заклинил в цилиндре и его невозможно сдвинуть с места.

Подробнее: Не подвергся ли коррозии цилиндр двигателя?

Если рабочий зазор между поршнем и цилиндром, неважно по каком причине уменьшится до нуля, то слой смазочного масла разрывается, и возникает контакт между металлическими трущимися поверхностями. Трение без смазочного материала при движении поршне в цилиндре вызывает дальнейшее повышение температуры поршня и так уже достаточно высокой. Повышение температуры означает увеличение диаметра поршня, а при этом еще более возрастают трение и температура и тд. в результате чего поршень заклинивает в цилиндре.

Подробнее: Задир поверхности цилиндра двигателя

В результате неполного сгорания топлива в камере сгорания двигателя образуются отложения. Двухтактные двигатели в этом отношении хуже четырехтактных, так как у них с топливом смешивается смазочное масло, которое особенно склонно к образованию отложений. Эти отложения называют нагаром. Он представляет собой плотный или иногда рыхловатый налет на поверхности поршня, внутренних поверхностях головки и цилиндра, образующих камеру сгорания, в выпускных каналах, в выпускном трубопроводе и, разумеется, в глушителе. Чем сильнее нагревается слой нагара, тем он тверже. В глушителе шума выпуска он напоминает липкую черную кашу.

Подробнее: Удаление нагара в двигателе